Интервью с экспертом. Детский спорт

Художественная гимнастика

   Тема детского спорта вызывает разные эмоции и дискуссии. Но практически для всех родителей вопросы «куда отдавать», «а отдавать ли», «а зачем» рано или поздно становятся актуальными.  Моей доченьке вот уже чуть больше года и популярная позиция социума «после трех уже поздно» волей-неволей довлеет надо мной.  Поэтому я обратилась за мнением к проверенному эксперту, кандидату в мастера спорта по художественной гимнастике, старшему тренеру спортивного клуба «Art Life», настоящему профессионалу и при этом чудесной маме двух красавец-дочек — Колчин Марии.

105179A3-09D5-471D-B183-A67CDE67ACB7 (2)

Итак,Маша,

— Тема твоей диссертации?

Ты думаешь я помню (конечно, помнит — прим.автора:)). Начальная подготовка детей в сложнокоординационных видах спорта с учетом объективных предпосылок ранней специализации (на материале художественной гимнастики).

— Почему ты выбрала эту тему?

 — Современный спорт очень стремительно развивается. И не только спорт. Вообще мир. Родители много читают о раннем развитии и т.д, к тому же художественная гимнастика красивый вид спорта и много родителей хотят видеть своих принцесс чемпионками и королевами ковра, потому приводят девочек в 3-4, а иногда и в 2 годика. Тренерам при этом не хочется терять клиентов, и они с радостью берут таких малышек. Но при этом мало кто организует для этих деток отдельные группы и тем более знает как их тренировать. Так как мы не можем переубедить каждого тренера не брать таких деток нам проще исследовать психологические, физиологические, педагогические особенности работы с такими малышками и разработать программу для спортивных школ и клубов.

— Лично мое мнение, спорт — это дисциплина, сила воли, дух, достижения, культура, самовыражение, самоутверждение и … так до бесконечности… но только нет там места здоровью. Как с детским спортом? Есть ли там место здоровью?

  — Это тяжелый вопрос так как здоровье спортсмена зависит от многих факторов. К сожалению, очень много тренеров, которые гоняться за быстрым и ранним результатом. Они считают престижным выставлять 3-х летних малышек на соревнованиях и собирать медальки, не беспокоясь о том, какой вред наносят здоровью ребенка. Но если тренер нацелен на действительно высокий результат, умеет планировать тренировочный процесс, не спешит никуда – то у таких тренеров дети гораздо здоровее.

— Твои детки в спорте. Перечисли 3 довода твоего решения?

  — Да. И Аня (6 лет) и Лиза (4 года). Обе занимаются с 3-х лет, но мотивы были разные. В случае с Анютой на занятиях настояли мы с мужем, в случае с Лизуней – она сама так решила. 3 довода:

У ребенка в этом возрасте много энергии и ее необходимо направить в нужное русло;

Спорт очень сильно повышает иммунитет и сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. За почти 4 года занятий гимнастикой Аня болела простудами от силы 2 раза и 1 раз ветрянкой (но это не считается)), хотя до этого она болела очень много;

Ничто так как спорт не развивает дисциплину и не формирует характер

— Когда слишком рано и когда слишком поздно?

 — На мой взгляд не бывает слишком рано и не бывает слишком поздно. Если говорить о спорте высших достижений, то есть случаи, когда чемпионки мира начинали занятия в 3,5 года (Алина Кабаева), а есть участницы Олимпийских игр, которые начали заниматься спортом в 10 лет (Виктория Ленишин). На мой взгляд все зависит от ребенка, его увлеченности и целеустремленности. Если говорить о занятиях «для себя» то можно начать и в 12-15 лет если всю жизнь мечтала научиться работать с лентой и сесть на шпагат).

— Как выглядит тренировочная неделя ребёнка?

 —  У Ани 6 тренировок в неделю по 4-4,5 часов (+дома мы сидим в шпагатах, делаем упражнение для стоп, качаем пресс и раз в неделю она с мужем делает ОФП (общая физическая подготовка — прим.автора). У Лизы 3 тренировки в неделю по часу и дома тоже тянемся, упражнения для стоп и пресс. В общем, детям не просто, когда родители спортсмены)).

— Какие особенности развития ребёнка в раннем возрасте? С чего стоит начинать, а чего делать не стоит?

  — На мой взгляд, главная особенность ребенка в том, что он не может концентрировать свое внимание на чем-то одном больше 15 минут. Поэтому нужно любые занятия строить так, чтобы ему было интересно. Если говорить о построении тренировки, то в первые 15 минут рекомендуется разучить что-то новое, а дальше приступить к выполнению рутинной работы, которая не требует больших затрат внимания.

  Начинать стоит с начала. То есть в моем понимании – с того, чтоб заложить ребенку хорошую базу. А еще лучше, с поиска хорошего тренера, которому будешь доверять на все 100%, с которым не будет конфликта в видении подготовки ребенка. Для спортсменов это очень тяжело, а для тренеров – тем более.

  Гнаться не стоит за быстрым результатом. Родителям нужно понимать, что если первые год-два нет соревнований – это нормально6 если ребенок занимается гимнастикой уже год-полтора но не складывается в двое и не сидит в шпагатах с углом 90 градусов – это тоже нормально – зато он умеет тянуть стопы и колени, красиво ходить и слышать тренера. Это и есть база. И это важно. Намного важнее, чем когда ребенок, как дрессированная обезьянка выполняет в 5 лет упражнения с 2 предметами и работает как робот.

— Какие виды детского спорта наиболее направлены на общее физическое развитие ребенка, по твоему мнению?

— Однозначно плавание и художественная гимнастика)) про пользу плавания я, наверное, могу не рассказывать, а гимнастика замечательно развивает гибкость, координацию, чувство ритма, времени, пространства. Особенно, если тренер не гонится за результатом и понимает, в чем смысл начальной подготовки и что важно в первый год!

— Некоторые специалисты советуют подход «разный вид спорта в разный возрастной период» — твое мнение на этот счет? Правильно ли?

— Я не знаю правильно это или нет. Но я к этому отношусь негативно. В моей жизни мне встречались две крайности:

Когда родители на каждую просьбу (балет, гимнастика, музыка, живопись) отвечали – нет, у тебя не получится.

Когда родители загружают своего ребенка по максимуму и в течении 5 лет дети занимаются танцами, гимнастикой, живописью, вокалом, рисованием и до сих пор никто не может понять в чем приоритет.

Я думаю, что не плохо спросить у ребенка чем он хочет заниматься, и сосредоточить свое внимание и силы на этом и постепенно добавлять еще что-то. Например, Аня сейчас только в школу ходит и на гимнастику, но я вижу по ней, что ей было бы интересно дополнительно заниматься английским и рисовать. Английским – потому что ей самой очень нравится и она быстро схватывает, рисование – чтоб она могла переключить внимание после напряженных тренировок. Но, к сожалению, выходной только один (и у нас, соответственно, тоже) и есть много разных дел и забивать от и до еще и воскресенье – не правильно.

Беседовала Анастасия Нагорная

ogimg